менюО компании менюПартнеры менюКлиенты менюРДЦ менюДилеры менюНовости менюКонтакты Русская версияАнглийская версия
 
 
М2М ТЕЛЕМАТИКА Пресса Передача данных из любой точки
Первая страницаКарта сайтаeMail
 
 
Контактный Телефон меню меню меню меню меню меню
 
 
ГАЛЕРЕЯ

Итоги участия «М2М телематики» в Международном проекте «Навигационные системы, технологии и услуги»

подробнееподробнее
Новости




Пресса


08.06.10, | Российская Бизнес-газета №753 (20)

ГЛОНАСС выведут на рынок

Правительство РФ в ближайшее время должно утвердить концепцию развития отрасли геодезии и картографии до 2020 г. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов. Вице-премьер особо отметил систему ГЛОНАСС, ее картографическое обеспечение, и напомнил, что к концу года должно быть завершено формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, и система станет глобальной. О том, какие перспективы даст система российскому бизнесу, рассказывает глава федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Александр Гурко.

- Александр Олегович, какова основная задача федерального сетевого оператора?

- Это коммерциализация технологии ГЛОНАСС. То есть создание массового рынка сбыта систем, устройств, услуг на основе ГЛОНАСС. Распространение этой технологии в России и за рубежом.

- В мире уже существуют подобные системы, например, GPS. Не легче было бы стать "дочкой", а не изобретать велосипед?

- В мире существует всего две подобные системы - глобальная спутниковая навигация GPS, которая принадлежит американцам, и наша система ГЛОНАСС. Наличие такой развитой системы обеспечивает технологическую и политическую независимость страны. Поэтому сегодня, когда спутниковая навигация проникает во все сферы жизни, в том числе критически важные приложения, необходимо иметь свою собственную систему, чтобы сохранить самостоятельность. Россия - единственная страна, которая имеет необходимые заделы, имеет развитую космическую промышленность, способна создать такую систему. Поэтому в 90-е годы и в последние несколько лет активно развивается российская система ГЛОНАСС, которая в каких-то случаях дополняет американскую систему GPS, в каких-то случаях может ее заменить.

- Как вы думаете, каким секторам бизнеса понадобится эта система в первую очередь?

- Прежде всего для системы управления государственным муниципальным транспортом, особенно пассажирским, логистики, в строительной технике. Активно система применяется в составе систем управления мобильными нарядами МВД, в МЧС, экипажами "cкорой помощи". Всем знакомо использование спутниковых охранно-поисковых систем, в составе которых также применяется спутниковая навигация. ГЛОНАСС в последнее время активно задействована в системах высокоточного позиционирования, которые используются для геодезии, землепользования.

- Многих автолюбителей волнует, когда можно будет использовать эту систему для поиска угнанных автомобилей?

- В Европе уже несколько лет реализуется проект E cal. Аналогичный "911" - в Америке, и похожий проект, начиная с прошлого года, реализуется в России, называется ЭРА ГЛОНАСС, то есть экстренное реагирование на аварии. В рамках российского проекта планируется оснащение автомобилей специальными устройствами, которые позволяют в случае чрезвычайной ситуации передавать информацию о данном событии в центры реагирования.

- То есть вне зависимости от того, позвонил ли туда владелец автомобиля?

- Абсолютно. Информация может передаваться в автоматическом режиме при срабатывании датчиков удара, подушки безопасности и так далее. Или в случае, если владелец сам нажимает тревожную кнопку и выходит на голосовую связь с диспетчером. Аналогичная услуга планируется к внедрению с 2012-2013 года в Европе, и для нас очень важно сейчас синхронизировать, гармонизировать стандарты, которые будут действовать в России и в Евросоюзе, чтобы российские и европейские автовладельцы могут получать такую услугу без ограничений. Кстати, навигационная система в составе АвтоВАЗа дешевле, чем у европейских машин.

- Сколько будет стоить такая услуга?

- Мы планируем, что оплата будет незначительной 100, 200, 300 рублей в год.

- А поставить тревожную кнопку сколько будет стоить?

- Сейчас ведутся расчеты по стоимости оборудования, но в любом случае будет недорого, в зависимости от массовости производства. Цена колеблется от тысячи рублей до двух.

- Скажите, а вы не боитесь конкуренции? И возможна ли она?

- Программа ЭРА ГЛОНАСС прошла одобрение в комиссии по модернизации экономики. Комиссию возглавляет президент Российской Федерации. В соответствии с распоряжением правительства федерально-сетевой оператор НИС ГЛОНАСС назначен единственным исполнителем по созданию такой системы.

- Значит, у вас монополия...

- Это не монополия, в соответствии с ФЗ-94 о размещении госзаказов в случае создания сложных систем, правительство имеет право назначить компанию, которая будет за это отвечать. В нашем случае мы создаем систему, но оборудование для этой системы, услуги по его установке, обслуживанию и так далее могут оказывать любые компании в России. То есть федерально-сетевой оператор претендует только на создание и эксплуатацию самой инфраструктуры.

- В какую сумму обойдется создание такой навигационной системы?

- Сейчас заканчивается разработка технико-экономического обоснования бизнес-плана. Цена вопроса - несколько миллиардов рублей. Часть финансирования предусмотрено в соответствии с утвержденной программой ЭРА ГЛОНАСС из федерального бюджета, часть - привлекается из российских банков, и часть денег предоставят наши акционеры.

- Т.е. НИС является формой государственно-частного партнерства?

- Форма ГЧП наиболее адекватно тем проектам, которые мы ведем. С одной стороны, мы должны решить государственную задачу по распространению, коммерциализации политически важной технологии в России и за рубежом. В данном случае компания помогает решить эту задачу государству. В то же время необходимо минимизировать затраты государства на создание, и самое главное эксплуатацию и развитие такой системы. Эти функции берет на себя бизнес за счет коммерческого использования созданной инфраструктуры. Именно задача самой программы и миссия компаний диктует такую правовую форму.

- Государство затратит большие деньги на ГЛОНАСС, планирует ли оно вернуть хотя бы часть денег, и если да, то как?

- Конечно, часть средств будет возвращаться за счет эксплуатации инфраструктуры. Во-вторых, подсчитано, что внедрение технологии ГЛОНАСС дает большой выигрыш для экономики с точки зрения повышения эффективности управления предприятиями, с точки зрения борьбы с чрезвычайными ситуациями на дорогах, в том числе. И масса косвенных эффектов, связанных с развитием бизнеса, развития высоких технологий, повышением эффективностью управления предприятием.

- Навигационное оборудование - отечественного производства или оно ввозится из-за рубежа?

- Сегодня мы используем разные виды оборудования, в том числе и отечественные разработки. Однако все большее количество зарубежных крупных компаний проявляет интерес к российскому рынку.

- Как обстоят дела с таможенными пошлинами на это оборудование?

- В целях стимулирования применения, внедрения технологии планируется некоторое повышение пошлин на то оборудование, которое не использует ГЛОНАСС. Но только в том случае, если уже есть конкурентоспособные российские аналоги.

- Какая самая большая проблема, которую вам приходится решать?

- Основная проблема развития навигационного рынка в России связана с его небольшим масштабом. Ведь он составляет всего лишь несколько процентов от всего мирового и это является естественным ограничением в развитии технологий.

- Будете ли внедрять технологию за рубежом?

- Обязательно. Планируем создание совместного предприятия в Индии, странах СНГ, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке.

- А Китай?

- В Китае есть своя система спутниковой навигации, которую они планируют развивать. С Китаем мы сотрудничаем в части разработки и производства абонентских терминалов. Это автомобильные навигаторы, телефоны.

- Что там за проблема с импортными, оцифрованными картами?

- В связи с развитием рынка навигации дополнительный импульс получает развитие рынка картографии. И существует некоторая опасность, что мы можем попасть в технологическую зависимость от крупных зарубежных картографических компаний. Поэтому стоит задача развития российской картографии. Сейчас разработана концепция развития картографической отрасли, эта концепция проходит согласование и планируется стимулирование развития российских компаний, которые разрабатывают цифровые карты.

- Произошли ли на российском рынке космической навигации перемены в связи с инициативами по внедрению ГЛОНАСС?

- В этом году будет реализовано несколько крупных проектов с нашим участием. В частности, мы выиграли конкурс на оснащение транспортных средств для проекта "Почта России", ГЛОНАСС будет активно применяться при строительстве инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи, уже активно внедряется в Москве для оснащения мобильных нарядов, в МЧС, других ведомствах. Массово оснастим ведомственный и корпоративный транспорт. Плюс подготовлены изменения в нормативную базу, которые позволят упорядочить процесс внедрения, разработать единую техническую политику в этой области и придать дополнительный импульс развития технологий.

- Когда мы сможем стать серьезными конкурентами нынешней американской системе?

- На сегодня покрытие системы ГЛОНАСС достаточно для предоставления услуги на территории России. И в целом речь идет не о конкуренции с GPS, а дополнении этой системы, потому что две системы лучше, чем одна, и в целом двухсистемное оборудование позволяет оказывать более качественную услугу.

- Сколько новых рабочих мест вы создадите для обслуживания этой системы?

- Появятся десятки тысяч новых рабочих мест, будет дан дополнительный импульс в развитии телекоммуникации, страхового бизнеса, банковского бизнеса, картографической отрасли.

Уникальность системы ГЛОНАСС и в том, что это одна из немногих технологий, которая имеет перспективы для экспорта в другие страны.

Статья

Вернуться назад

Итоги 2009 года
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика
М2М телематика